На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Карма.
Лекция Е.С. Далай-ламы XIV. Университет Брауна.





Наслаждение и боль проистекают от ваших собственных былых деяний (карма). Таким образом легко объяснить карму посредством одного коротенького высказывания: если вы поступаете хорошо, результаты будут хорошими, если вы поступаете плохо, результаты будут плохими.
Карма означает действия. С точки зрения самих произведённых действий они подразделяются на телесные, словесные и умственные деяния. С точки зрения их последствий деяния бывают добродетельными, недобродетельными и безразличными. В понятиях времени существуют два типа: намерение действовать, в котором обдумывается, что делать, и намеренные действия, которые являются выражениями этих умственных побуждений в телесном или словесном деянии.
Например, опираясь на побуждение, я сейчас говорю и тем самым накапливаю словесные деяния, или карму. Станут ли эти действия хорошими или плохими, зависит преимущественно от моей побудительной причины. Если я говорю с добрыми намерениями, искренне, с уважением и любовью к другим, тогда мои деяния являются благими, добродетельными. Если я действую, побужденный гордостью, ненавистью, осуждением и т.д., тогда мои речевые и телесные деяния становятся недобродетельными.
Следовательно, карма осуществляется всё время. Когда говорят с добрыми намерениями, дружественная беседа возникает в качестве непосредственного результата. И тогда деяние фиксируется в уме, влияя в будущем на возникновение приятного. При дурных побуждениях сразу же создаётся враждебное окружение, а в будущем это вызовет боль того, кто говорит плохое.
Учение Будды состоит в том, что вы творец самого себя, всё зависит от вас. Это означает, что наслаждение и боль происходят от добродетельных и недобродетельных деяний, которые не приходят извне, а только внутри вас. Эта теория весьма полезна в повседневной жизни, так как вы сразу начинаете верить во взаимосвязь между действиями и их последствиями. Независимо от того, есть внешний надзиратель или его нет, вы всегда будете бдительны и станете проверять самого себя. К примеру, если лежат здесь какие-то деньги или красивая жемчужина и никого нет вокруг, вы могли бы легко взять её. Однако, если вы верите в эту доктрину, согласно которой всё сказывается в будущем на вас самом, то вы ничего не возьмёте.
В современном обществе имеются сложные полицейские системы с развитой технологией расследования, однако люди всё ещё преуспевают в совершении террористических актов. И хотя одна сторона благодаря сложной технике в состоянии выйти на след другой, преступившей закон стороны, эта другая сторона ради содеяния беды исхитряется ещё больше. Правильным надзором является только внутренний чувство заботы и ответственности за своё собственное будущее и человеколюбивый интерес к благодеянию другим.
Практически, самый лучший контроль над преступностью это самоконтроль. Через внутреннее изменение преступление может быть остановлено и в общество привнесён мир. Надзор над собой является наиболее важным, и таким образом буддийская теория о собственной ответственности полезна, так как она привлекает самоиспытание и самоконтроль при соблюдении как собственных интересов, так и чужих.
Предусматриваются различные виды результатов деяний. Один из них "следствия в качестве плодов". Например, если некто совершает недобродетельное деяние, то его ждёт перерождение в состояние животного, и такое перерождение будет закономерным следствием, т.е. осуществлением плода в другой жизни. Второй вид называется "следствием, подобным его причине в отношении опыта". К примеру, если после плохого перерождения, полученного за убийство, вы позже возрождаетесь человеком, то жизнь ваша будет короткой. Такое следствие-наказание ждёт вас за прерывание чьей-то жизни. Третий вид называется "следствием, подобным его причине в отношении назначения". Примером могли бы послужить тенденции, образующиеся после совершения такого недобродетельного деяния, как убийство.
Названные примеры могут аналогично использоваться и по поводу добродетельных деяний. Существуют такие, следствия которых совпадают, т.е. многие существа поступают однотипно, поэтому и следствия испытываются совокупно: к примеру, совместное проживание в определённой физической среде.
Значение таких буддийских учений о деяниях состоит в том, что они вносят положительный вклад в человеческое общество. Я надеюсь, что, будь то религия или нет, мы станем изучать каждую иную систему для того, чтобы собрать полезные идеи и разработки ради усовершенствования человечества.


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх