На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Обращение Е.С. Далай-Ламы по случаю годовщины тибетского народного восстания 10 марта 1959 года.
Е.С. Далай-ламы XIV. 10.03.1993. Перевод Б. Лаврентьева.





В наше время в мире происходят серьёзные изменения. К сожалению, несмотря на то, что во многих охваченных конфликтами регионах начинает преобладать дух примирения, продолжают возникать и новые очаги напряжённости. До сих пор мы предпринимали попытки найти мирное решение тибетской проблемы и надеялись, что и в Тибете наступят новые времена. Однако сегодня, когда мы отмечаем 36-ю годовщину восстания нашего народа, я должен с сожалением констатировать, что мало что изменилось на нашей родине и наш народ продолжает страдать. Более того, китайское правительство усилило репрессивный режим в Тибете. Недавние меры китайских властей со всей наглядностью демонстрируют их намерение решить проблему Тибета методами насилия, запугивания и перемещения населения.
В последнее время китайские власти предприняли ряд новых крупных шагов с целью ужесточения политического режима в Тибете. В рамках программы под названием "Расследование и проверка" были ужесточены меры полицейского надзора и начаты новые репрессии против правозащитников и борцов за независимость. Жертвами этого нового политического преследования стали среди прочих тибетцы, борющиеся за сохранение тибетской культуры, а именно преподавание тибетского языка и ратующие за открытие частных школ. Тибетских кадровых работников и членов компартии Китая заставляют проходить политическую переподготовку, напоминающую времена культурной революции. Подозреваемые в проявлении религиозных и националистических настроений репрессируются. Народная милиция совершает рейды по монастырям, а аресты по политическим мотивам распространились уже и на сельскую местность. Запрещены реставрация старых и постройка новых монастырей, прекращён приём новых монахов и монахинь. С целью контроля за потоком информации уволены с должности работники турфирм и гиды-переводчики тибетской национальности, а тибетским детям запрещено обучаться за границей. Тем же, кто уже обучается за границей, приказано вернуться. На совещании высокого ранга в Пекине в июле прошлого года эта политика была одобрена и было объявлено об инициировании 62 новых "программ экономического развития" для Тибета. Как и в прошлом, эти новые программы имеют основной целью увеличение миграции китайцев в Тибет, что в конечном счёте приведёт к растворению тибетцев в огромной массе китайцев. С тех же позиций вызывает острую тревогу намерение китайских властей построить железную дорогу в центральный Тибет, ибо это позволит резко ускорить приток китайского населения. Стоит лишь взглянуть на огромный поток китайцев, еженедельно прибывающих на поездах в различные районы Восточного Туркестана, чтобы понять, какой эффект такая дорога произведёт на сохранение тибетской нации с её уникальным культурным наследием.
На протяжении прошедших 15 лет я пытался решить тибето-китайскую проблему в духе налаживания истинной дружбы и сотрудничества, отвергая проявление каких бы то ни было враждебных чувств по отношению к китайцам. Я предпринимал настойчивые и искренние попытки урегулирования, предлагая китайскому правительству вступить в переговоры на минимальных условиях по будущему статусу Тибета. К сожалению, Китай отверг все мои предложения по переговорному процессу. Вместо этого, китайские власти выдвинули предварительное условие о том, что я должен официально, до начала каких-либо переговоро признать, что Тибет является "составной частью Китая". Но лучше было бы предоставить тибетским и китайским историкам возможность сделать объективный анализ истории взаимоотношений Китая и Тибета. Неплохо, если бы такой анализ сделали также учёные и юристы из других стран. В прошлом я преднамеренно воздерживался от акцентирования исторического и юридического аспектов статуса Тибета. Я убеждён, что важнее быть устремлённым в будущее, чем жить прошлым. Теоретически вовсе нельзя исключить того, что шесть миллионов тибетцев могли бы выиграть от присоединения по собственной воле к одному миллиарду китайцев при условии установления равноправных, взаимовыгодных, основанных на взаимном уважении отношений. Если Китай хочет, чтобы Тибет остался с Китаем, последний должен обеспечить необходимые условия. Однако сегодня реальность такова, что Тибет
это окуппированная страна под управлением колониальных властей. Именно этот главный вопрос и должен быть поднят и решён в процессе переговоров.
За последние несколько лет наша позиция получила внушительные отклик и поддержку на международной арене. Свидетельство тому
дебаты в ООН о положении в Тибете: в Третьем комитете Генеральной Ассамблеи, в Комитете по правам человека, и в выступлениях докладчиков ООН. В прошлом году я обратился к международному сообществу за помощью в организации переговоров между моими представителями и китайским правительством. Ряд азиатских и западных государств как публично, так и по дипломатическим каналам поддержали моё обращение и предложили свои услуги в проведении переговоров. Я пользуюсь случаем, чтобы выразить свою благодарность этим правительствам за их поддержку. Важно, чтобы международное сообщество, в особенности демократические страны, не прекращало показывать Китаю, что его политика в Тибете достойна сожаления, а проблема Тибета должна быть решена путём мирных переговоров без предварительных условий. Необходимость в достижении реального прогресса в вопросе о Тибете стала настоятельной. Отсутствие же этого прогресса в данный момент увеличивает опасность вспышек насилия в Тибете.
Многие тибетцы выступили с необычно резкой критикой в отношении моего предложения о компромиссе в вопросе о полной независимости. Более того, неспособность китайского правительства позитивно откликнуться на мои миротворческие предложения усилила в моём народе чувство разочарования и подвергает ещё большему испытанию его терпение. В связи с этим в прошлом году я предложил вынести этот вопрос на референдум. Однако до тех пор, пока я возглавляю движение за нашу независимость, не будет никакого отхода от политики ненасилия. С помощью референдума нужно попытаться прояснить политические аспекты нашей борьбы. Необходимо провести тщательное и честное обсуждение тибетским народом различных доступных нам путей решения проблемы. Надеюсь, что этот исторический шаг будет осуществлён взвешенно и тщательно. Я осознаю, что в современных условиях невозможно проведение честного референдума в самом Тибете. Однако мы можем найти способы сбора репрезентативной информации из различных районов Тибета и должным образом провести плебесцит в среде эмигрантов.
Вместе с тем я также хочу заявить, что пока мы готовимся к референдуму, я остаюсь открытым для любой китайской инициативы в отношении переговоров. Я продолжаю быть приверженным подходу в духе "срединного пути" и надеюсь, что непрекращающиеся усилия разных стран помогут убедить китайское правительство пойти с нами на переговоры, на которые мы были бы готовы в любое время и в удобном для обеих сторон месте. Рано или поздно китайские лидеры, руководствуясь гибким и непредвзятым подходом, должны осознать всю мудрость решения проблемы Тибета путём переговоров в духе примирения и компромисса. Это единственно приемлемый способ обеспечения стабильности, которая, по утверждению китайского руководства, является его главной заботой. Однако истинная стабильность должна основываться на взаимном доверии, согласии и выгоде всех заинтересованных сторон, а не на применении силы.
Географическое положение Тибета в самом сердце Азии придаёт ему огромное стратегическое значение. На протяжении многих столетий Тибет выполнял роль буфера, сохраняющего мир в регионе. Значение присутствия Китая в Тибете выходит далеко за пределы границ последнего. За последние сорок с лишним лет Тибет пережил беспрецедентную милитаризацию. Вкупе с увеличением притока китайского населения в Тибет последнее обстоятельство изменило мирный характер Тибетского плоскогорья. Если эта тревожная тенденция будет развиваться и далее, то не только будут поставлены под угрозу само существование тибетского народа и сохранение его культуры,
это может иметь серьёзные последствия для всего региона в целом.
Духовные и культурные традиции Тибета способствовали сохранению мира в Азии. Буддизм не только превратил в миролюбивую нацию тибетцев, обладавших большой военной мощью, но, распространившись из Гималаев в Монголию и другие страны Центральной Азии, дал миллионам людей духовную основу мира и терпимости. Буддизм не чужд Китаю, и я глубоко убеждён, что он может оказать великую услугу миллионам китайцев в будущем, обеспечив их духовными ценностями, спокойствием души, умиротворённостью и самодисциплиной.
С оккупацией Тибета тибетский буддизм лишился своей колыбели и родины, что не только нарушило право тибетского народа на свободу вероисповедования, но и поставило под угрозу само сохранение этой богатой духовной и культурной традиции в Тибете и Центральной Азии. Особенно это касается китайской политики разделения Тибета на много отдельных административных единиц, большая часть из которых была включена в состав соседних китайских провинций. С исторической точки зрения, вклад тибетцев этих областей в общее духовное и культурное наследие Тибета огромен. Однако в качестве крошечных меньшинств в составе китайских провинций им будет очень трудно сохранить в будущем свою буддийскую культуру и национальное своеобразие. Тибетские общины, оказавшиеся за пределами так называемого Тибетского автономного района, составляют большую часть населения Тибетского региона, а именно приблизительно четыре из шести миллионов всех тибетцев.
Решение проблемы Тибета не может быть найдено, если не объединить заново все эти части Тибета, что необходимо для выживания тибетской культуры.
В заключение я хочу почтить память тех смелых мужчин и женщин Тибета, которые отдали свои жизни за дело нашей свободы. Я также молюсь за соотечественников, которые в настоящее время переносят моральные и физические страдания в китайских тюрьмах. Ни дня не проходит без моих горячих молитв за скорейший конец страданиям нашего народа. Я убеждён, что сегодня вопрос не в том, будет ли Тибет когда-либо свободным, а в том, как скоро это произойдёт.

В молитвах за Вас, Его Святейшество Тензином Гьяцо,
XIV-тый Далай-лама Тибета. 10 марта 1995 г.


\



 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх