На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Сутта о решимости.
Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты). – Авторы-сост. Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 101-105.

Будда Сакьямуни.



Содержание этой древней эпической песни – знаменитый эпизод искушения Будды Марой перед достижением просветления. Действие разворачивается на берегу реки Неранджары. Будда предаётся аскезе, чтобы постичь пути освобождения от страданий (Так, в нашей песне, в последних житиях Будда приходит к Неранджаре, уже разочаровавшись в аскезе, садится здесь под деревом и к полуночи достигает просветления). Мара, воплощение зла и властитель всего того, что противостоит буддийским ценностям, пытается вначале соблазнить, а потом устрашить Будду, насылая на него чудищ, персонифицирующих разнообразные страсти, пороки и т.д. Будда остаётся непоколебимым в своём решении, и Мара отступает. Характерная особенность песни (сказывающаяся прежде всего в разработке образа Мары) – совмещение высоких мотивов, восходящих к демоноборческому мифу (перенесение на Мару характеристик мифического противника Индры), с фольклорными (вплоть до введения басенного сюжета об обманувшейся вороне).



Когда я, полный решимости,
На берегу Неранджары,
Все силы собрав, размышлял
О том, как достичь покоя,

Ко мне подошёл Намучи1
С жалостливыми речами:
"Ты исхудал, ты бледен,
Близка твоя смерть, несчастный!

Тысяча частей у смерти
И только одна – у жизни.
Зачем умирать? Жить лучше!
Живым обретёшь заслуги2.

Живя, как живут брахманы,
В огонь принося жертвы,
Много заслуг накопишь.
Что пользы в борьбе с собою?

Путь борьбы с собою тернист,
Мучителен, полон лишений".
Говоря эти гатхи, Мара
Вплотную приблизился к Будде.

Так говорившему Маре
Вот что ответил Блаженный:
"Родич беспечных, грешник,
Пришёл сюда зачем ты?

Нет для меня в заслугах
И самой ничтожной пользы!
Кому до заслуг дело,
С тем и беседуй, Мара!

У меня есть вера и мужество,
И ещё у меня есть мудрость.
Так зачем устремлённому к цели
Ты мне толкуешь о жизни?

Даже речные потоки
Может высушить этот ветер.
Разве он не высушит кровь
У меня, устремлённого к цели?

Когда высыхает кровь,
Высыхают желчь и флегма,
А чем больше ссыхается плоть,
Тем яснее становятся мысли,
Укрепляются память и мудрость,
Сосредоточенность крепнет.

Вот так я живу и обрёл
Высшее ощущенье.
От услад отвратилась мысль,
Зри чистоту человека!

Твоё первое войско желанья,
Отвращеньем зовут второе,
Третье войско твоё голод,
Четвёртое жажда жизни,

Пятое лень и вялость,
Шестым боязнь называют,
Седьмое войско сомненья,
Восьмое притворство и чёрствость.

Богатство, почести, слава,
Успех, нажитый обманом,
И тот, кто возносит себя,
А всех других презирает,

Эти, Намучи, войска
За тебя, за Чёрного, бьются.
Не разбить асуре меня,
Победой не насладиться!

Над жизнью этой дрожать?
Да пусть она сгинет вовсе!
По мне умереть в бою
Лучше, чем жить побеждённым!

Погрязшие в здешнем иные
Шраманы3 и брахманы
Не видят того пути,
Которым следуют праведники.

Я вижу: война кругом,
Впереди на слоне Мара.
Я принимаю бой!
Отступить меня не заставишь!

Твои полчища, что одолеть
Не дано ни богам, ни людям,
Мудростью в прах разобью,
Как горшок разбивают камнем.

Мысли свои обуздав,
Хорошо утвердив память,
Я буду учить людей,
Блуждая из царства в царство.

И серьёзные, неуклонно
Выполняя мои наставленья,
Придут они к нежеланью,
Туда, где не страдают".

"Я за Блаженным хожу
По пятам семь долгих лет4.
Хода к нему не найду
Просветлённый, он в памяти твёрд.

Обошла ворона камень,
Цветом на жир похожий,
Вдруг он окажется мягким,
Вдруг сладким он будет?

Но сладости в нём не найдя,
Улетела оттуда ворона.
Как ворона, на камень напав,
Я отступаюсь от Готамы".

Печаль охватила Мару,
Из-под мышки выпала вина5,
И тот злоумный якша6
Тотчас исчез оттуда.


\



Примечания.

1 – Намучи здесь имя Мары.

2 – Имеются в виду религиозные заслуги, обретаемые совершением благочестивых дел (даяний и др.) и обеспечивающие благополучие в будущей жизни.

3 – Шрамана странник, отшельник. Шраманами, противополагая их брахманам, называли последователей неортодоксальных религиозных учений, в том числе и буддистов.

4 Из этой реплики как будто следует, что Мара пытался совратить Будду и до решающего сражения у Неранджары. Будда достиг просветления через семь лет после ухода из дома. Всё это время было заполнено мучительными поисками своего пути (Будда посещал знаменитых учителей своего времени, беседовал с мудрецами, предавался суровой аскезе и т.д.).

5 – Вина древний струнный инструмент, вид лютни.

6 Якша здесь Мара.