Хеваджра-тантра, 1 глава.
Перевод с тиб. В.Е. Ушакова, 1993 д. Нижмозеро.




Намо Гуру Шри Хеваджрая!

Поклоняюсь Хеваджре!

Глава 1. Ваджрный генезис.

Так я слышал:
Однажды Бхагаван пребывал во блаженстве с Ваджрайогини, которая есть сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат.
Ваджрагарбха спросил:
Не разъяснит ли Бхагаван высокочтимую сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат – из всех тайн самую тайную.
Бхагаван ответил:
О Ваджрагарбха, высокочтимая суть Тела, Речи и Мысли всех Татхагат, из всех тайн это самая тайная. О Ваджрагарбха, великосострадательный бодхисаттва-махасаттва, благо, воистину благо! Внемли же тому, что именуют Ваджрасаттвой, Махасаттвой, Махасамаясаттвой и Хридая-Хеваджрой!
Ваджрагарбха спросил:
Почему Ваджрасаттва? Как так Махасаттва? И по какой причине Самаясаттва? Не разъяснит ли мне Бхагаван?
Бхагаван ответил:
Ваджрой зовут, поскольку нерушим; Саттвой – поскольку он объединяет три бытия. В силу такого обоснования его зовут Ваджрасаттвой. Он исполнен аромата Великой Мудрости, и поэтому его зовут Махасаттвой. Поскольку он всегда верен своему обету, его зовут Самаясаттвой.
Ваджрагарбха спросил:
Как понять его составное имя? Что же такое Хеваджра? Часть "Хе" о чём говорит; и, аналогично, "Ваджра" – о чём?
Бхагаван ответил:
"Хе" говорит о великом сострадании; "Ваджра" же – об интуиции. Слушай же провозглашаемую ныне мною Тантру сущности метода и интуиции. Она учит магическим взглядам и очарованию, тайному языку знаков и различным способам приносить пользу другим, как обращать в камень и как изгонять, сокрушению армий и жестоким ритуалам. Она учит надлежащему порядку вызова и удержания йогинь и причине их возникновения. Она разъясняет джняну (мудрость) и виджняну (сознание) в смысле надлежащего порядка явления Божеств.
Но, прежде всего, это – единственное средство порождения Херуки и созерцания его.
О великосострадательный Ваджрагарбха! Именно при помощи самого существования достигают освобождения. В путах существования пойманы живые существа, но их постижение и есть свобода. О, Мудрый! Познав бессущностность, созерцай сущее. Также и Херуку следует созерцать в знании его несуществования.
Великая Мудрость пребывает в теле, свободная от каких бы то ни было домыслов, пронизывая всё сущее. В теле она пребывает, и только в теле она рождается.
Ваджрагарбха
спросил:
Не разъяснит ли Бхагаван, сколько вен в ваджрном теле?
Бхагаван ответил:
О, Ваджрагарбха, числом их – 32. 32 бодхичитты текут по ним, вливаясь в место великого блаженства. Среди них 3 главные: Лалана, Расана и Авадхути. Лалана имеет природу интуиции. Расана состоит в методе. Авадхути находится в центре, полностью свободная от деления на субъект и объект. Лалана несёт Акшобхъю, Расана – кровь, а несущая Интуицию (= кровь) и Луну (= Акшобхья) известна как Авадхути.
Имена этих вен таковы: неделимая, изящная, играющая, левосторонняя, короткая, рождающая черепаху, отшельница; могущественная, сидящая верхом, вступающая, мать, ночь, освежающая, горячая, Лалана, Авадхути, Расана, спускающаяся, радующаяся, прекрасная, обычная, туча, непривязанная, красавица, совершенная, повариха, благородная, троичная, страстная, хозяйка, свирепая, оставившая Мару.
Ваджрагарбха спросил:
Чему же, о, Бхагаван, подобны эти 32 вены?
Бхагаван ответил:
О Ваджрагарбха, все они являются перестановками тройственной природы и полностью свободны от деления на субъект и объект. Но, с другой стороны, когда их используют как средство, они рассматриваются как имеющие феноменальные характеристики.
Теперь перечисляются компоненты внутренней мандалы. Али и Кали, солнце и луна, интуиция и метод. Дхармы, Блаженства и Явленное Тело, Речь и Мысль. Е, ВАМ, МА, Я.
Е соответствует Лачана; ВАМ – Мамаки; МА – Пандара-деви; Я – Тара. В Нирманачакре – 64 лепестка; в Дхармачакре – 8 лепестков; в Самбхогачакре – 16 лепестков; в Махасукхачакре – 32 лепестка.
Теперь будет дана классификация в соответствии с порядком чакр.

  • 4 момента: разнообразие, развитие, завершение, пустота.
  • 4 арийские истины: тягота, причина, пресечение, путь.
  • 4 реальности: самость, мантра, божество, мудрость.
  • 4 радости: радость, совершенная радость, запредельная радость, вместерожденная радость.
  • 4 школы: стхавира, сарвастивада, самвиди, махасангика.

  • Есть ещё луна и солнце, Али и Кали, 16 фаз, 64 периода, 32 часа и 4 времени суток. Таким образом, всё идёт по 4.
    Чандали пылает в пупке, она зажигает Пять Татхагат, зажигая также Лочану и остальных. Под действием огня ХАМ плавится и сочится Луной.
    Закончена первая глава – "Ваджрный генезис".


    \