На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Sutta pitaka. Saṃyutta nikāya. Mahāvagga.
LI. Idhipāda-Samyutta.





Содержание.
\





LI.20 Иддхипада вибханга сутта.
Анализ Четырёх Основ Достижения.


"Есть Четыре Основы Достижения, если практиковать и совершенствоваться в них, они приносят замечательный результат и великую пользу. Как же практиковать и совершенствоваться в Четырёх Основах Достижения, чтобы получить замечательный результат и великую пользу?
Это случай, когда монах совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на желании и прилагать для этого усилия, с мыслью: "Это моё желание не будет ни вялым, ни импульсивным, ни медлительным, ни порывистым". Он воспринимает всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди. Он воспринимает всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу. День для него – то же самое, что и ночь; ночь – то же самое, что и день. Сохраняя открытое, непрерывное сознание, он совершенствует ясный ум. Он совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на исполнении задуманного посредством настойчивого усилия, с мыслью: "Эти мои усилия не будут ни вялыми, ни импульсивными, ни медлительными, ни порывистыми". Он воспринимает всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди. Он воспринимает всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу. День для него – то же самое, что и ночь; ночь – то же самое, что и день. Сохраняя открытое, непрерывное сознание, он совершенствует ясный ум.
Он совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на исполнении задуманного посредством настроя [продолжать прикладывать усилия], с мыслью: "Этот мой настрой не будет ни вялым, ни импульсивным, ни медлительным, ни порывистым". Он воспринимает всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди. Он воспринимает всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу. День для него – то же самое, что и ночь; ночь – то же самое, что и день. Сохраняя открытое, непрерывное сознание, он совершенствует ясный ум. Он совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на исполнении задуманного посредством анализа совершённых усилий, с мыслью: "Этот мой анализ не будет ни вялым, ни импульсивным, ни медлительным, ни порывистым". Он воспринимает всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди. Он воспринимает всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу. День для него – то же самое, что и ночь; ночь – то же самое, что и день. Сохраняя открытое, непрерывное сознание, он совершенствует ясный ум.
А какое желание называется вялым? Желание, сопровождаемое ленью, связанное с ленью, называется вялым.
А какое желание называется импульсивным? Желание, сопровождаемое беспокойством, связанное с нетерпеливостью, называется импульсивным желанием.
А какое желание называется медлительным? Желание, сопровождаемое медлительностью и сонливостью, связанное с леностью и сонливостью, называется медлительным желанием.
А какое желание называется порывистым? Желание, подстёгиваемое пятью отмелями чувственных желаний, направленное вовне, несдержанное, называется порывистым желанием. Как монах живёт, воспринимая всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди? Это случай, когда монах, воспринимая то, что впереди и сзади, хорошо контролирует себя, внимателен, занимается рассмотрением, имеет хороший настрой, осознавая [прикладываемые усилия]. Вот как живёт монах, воспринимая всё то, что находится впереди, как единое с тем, что находится позади; а всё то, что находится позади, как единое с тем, что находится впереди.
А как монах живёт, воспринимая всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу? Это случай, когда монах размышляет о своём теле, изучая его снизу вверх, сверху вниз, от подошв до макушки головы, от макушки головы до пят, об этом теле, обтянутом кожей и содержащем внутри различные виды нечистых вещей. Он думает: "Это тело состоит из волос головы, волос тела, ногтей, зубов, кожи, мяса, сухожилий, костей, костного мозга, почек, сердца, печени, плевры, селезёнки, лёгких, больших кишок, малых кишок, глотки, экскрементов, желчи, мокроты, гноя, крови, пота, жира, слёз, соплей, слюны, слизи, суставной жидкости, мочи". Вот как живёт монах, воспринимая всё то, что находится внизу, как единое с тем, что находится наверху; а всё то, что находится наверху, как единое с тем, что находится внизу. Как же монах живёт ночью как днём, а днём как ночью? Это случай, когда ночью монах совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на желании [достичь поставленной цели] и прилагать для этого усилия теми же способами, приёмами и методами, которые он использовал днём; а днём он совершенствуется в Основе Достижения, сосредотачиваясь на желании достичь поставленной цели и прилагать для этого усилия теми же способами, приёмами и методами, которые он использовал ночью. Вот как живёт монах ночью как днём, а днём как ночью.
А как монах совершенствует ясный ум, сохраняя открытое и непрерывное сознание? Это случай, когда монах имеет восприятие света, восприятие дневного света, хорошо контролируя себя, хорошо укрепившись [в практике]. Вот как монах совершенствует ясный ум, сохраняя открытое и непрерывное сознание. (Далее то же самое повторяется для усилий, настроя и анализа).
Когда монах практикует таким образом и совершенствуется в Четырёх Основах Достижения, он получает опыт многочисленных сверхъестественных сил:
Будучи одним, он становится многочисленным; будучи многочисленным, становится одним.
Он становится видимым для глаз и невидимым.
Он беспрепятственно проходит сквозь стены, валы и горы, как если бы это была пустота.
Он погружается в землю и выходит из неё, как если бы это была вода.
Он гуляет по воде и не тонет, как если бы это была сухая земля.
Сидя с перекрещенными ногами, он летает по небу, словно крылатая птица.
Рукой он касается даже солнца и луны, дотрагивается до них, огромных и мощных.
В своём теле он преодолевает огромные расстояния, достигая даже миров Брахмы. Чистым божественным слухом, превосходящим человеческий, он слышит звуки двух видов – божественные и человеческие – вне зависимости, звучат они близко или далёко.
Ему известно сознание других существ, других душ, когда он рассматривает их своим сознанием:
Он распознаёт ум, захваченный страстью, как ум,
захваченный страстью, а ум, свободный от страсти, как ум, свободный от страсти.
Он распознаёт
ум, ззахваченный ненавистью, как ум, захваченный ненавистью, а ум, свободный от ненависти, как ум, свободный от ненависти.
Он распознаёт
ум, захваченный заблуждениями, как ум, захваченный заблуждениями, а ум, свободный от заблуждений, как ум, свободный от заблуждений.
Он распознаёт сдержанный ум, как сдержанный ум, а несдержанный ум, как несдержанный ум.
Он распознаёт широкий
ум, как широкий ум, а неширокий ум, как неширокий ум.
Он распознаёт прекрасный
ум, как прекрасный ум, а непревзойдённый ум, как непревзойдённый ум.
Он распознаёт сосредоточенный ум, как сосредоточенный ум, а несосредоточенный ум, как несосредоточенный ум.
Он распознаёт освобождённый
ум, как освобождённый ум, а неосвобождённый ум, как неосвобождённый ум.
Он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни, а именно: одно рождение, два рождения, три рождения, четыре рождения, пять рождений, десять рождений, двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят рождений, сто рождений, тысячу рождений, сотню тысяч рождений, много кальп создания вселенной, много кальп развития вселенной, много кальп создания и развития вселенной. [Он вспоминает]: "В той жизни я имел такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, такие-то удовольствия и боль я испытывал, и я умер таким-то образом. И когда я умер, я переродился там-то. А там я имел такое-то имя, принадлежал к такому-то роду, имел такую-то внешность, такой-то была моя еда, такие-то удовольствия и боль я испытывал, и я умер таким-то образом. И когда я умер, я переродился здесь". Так он вспоминает свои многочисленные прошлые жизни во всех обстоятельствах и подробностях.
Божественным оком, чистым, превосходящим человеческое зрение, он видит, как существа умирают и перерождаются, он понимает, как существа в соответствии со своей кармой становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными: "Те существа, которые совершали дурные поступки телом, речью и умом, оскорбляли святых (благородных), придерживались ложных воззрений и совершали проступки под влиянием ложных воззрений, с распадом тела, после смерти, перерождаются там, где нет свободы, в скверном мире, в низших измерениях, в аду. Те же существа, которые совершали хорошие поступки телом, речью и умом, не оскорбляли святых, придерживались правильных воззрений и поступали согласно правильным воззрениям, с распадом тела, после смерти, перерождаются в хорошей области, в небесном мире". Так, божественным оком, чистым, превосходящим человеческое зрение, он видит, как существа умирают и перерождаются, он понимает, как существа в соответствии со своей кармой становятся низшими и высшими, красивыми и безобразными, счастливыми и несчастными. С прекращением утечек – волнений ума – он живёт, свободный от утечек, достигнув Освобождения-Отдаления посредством сознания и посредством мудрости, осознавая и проявляя достижение прямо здесь и сейчас.
Вот как следует практиковать и совершенствоваться в Четырёх Основах Достижения, чтобы получить замечательный результат и великую пользу".



\




 

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх

На главную страницу В начало раздела Назад Наверх