На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Учитель Дигнага.

Дигнага (санскр. Dignaga; кит.
陳 那, Чэньна; тиб. Чокланг / Choklang).
Учитель Дигнага происходил из касты брахманов. Первоначально он получал образование в школе ватсипутрия, но позже из-за философских разногласий покинул её. В этой школе существовала практика созерцания "я", которое, согласно этой системе, невыразимо, поскольку ни идентично группам элементов (скандхам), ни отлично от них.
Практикуя созерцание, Дигнага не мог нигде найти это "я". Так однажды он зажёг четыре больших огня вокруг себя, снял одежду с тела, открыл широко глаза и продолжал искать "я". Наставник Дигнаги, увидев это, спросил его, почему он так делает. Дигнага ответил: "Я ищу Эго". Наставник счёл это за своенравный вызов к философской системе школы и попросил Дигнагу покинуть школу. Тот ушёл, не став спорить, хотя считал, что логика на его стороне.
Дигнага пришёл к Учителю Васубандху. У последнего он изучал тексты трёх колесниц и стал особенно сведущ в виджнянаваде и в логике. Затем он сочинил комментарий на "Абхидхармакошу" ("Абхидхармакоша-марма-прадипа"), комментарий на "Гунапарьянта-стотру" и множество других работ, согласно историкам, числом сто. Увидев, что эти трактаты не были подчинены какой-либо системе, он решил сочинить "Прамана-самуччаю", в которой все его небольшие трактаты соединились в один.
На стене пещеры, где он практиковал в то время, Дигнага написал:


Я приветствую того, кто есть сама логика,
Кто стремится к благу живых существ,
Учителя, Благословенного Защитника.
И для того, чтобы продемонстрировать средства
логического доказательства,
Я соединю здесь, под одним заглавием,
Различные отрывки из всех моих других трактатов.

В комментарии Дхармоттары на "Прамана-винишчаю" говорится:
"В то время, как Учитель Дигнага созерцал в уединённой пещере, на одной из стадий (этого созерцания) у него возникло отвращение к Сансаре и желание отвернуться от живых существ и достичь Освобождения только для себя. В тот момент перед ним появился Святой Манджушри и сказал:
– Сын мой, ты стал обладателем состояния ума, опасающегося любого контакта с погрязшими в Сансаре существами. Хотя твой ум и имеет силу помощи всем, кто живёт, ты, тем не менее, показываешь безразличие к ним. Почему это так?
Ответ был:
– О Владыка, эта жизнь наделена сильным страданием и трудно выносима. Я способен выносить её, но мой ум, который привязывается к живым существам Сансары, становится неустойчивым. Теперь я увидел Вас, но что с этого пользы, если Вы не благословите меня?
Манджушри ответил:
– Мой сын, пока ты не достигнешь стадий бодхисаттвы, я сам буду твоим наставником.
Сказав так, он стал невидимым".
В комментарии Джнянашри, однако, на этот случай говорится, что Манджушри обещал Дигнаге: "Пока ты не достигнешь состояния будды…"
Учитель Дигнага сочинил "Прамана-самуччаю" с комментарием к ней. Тем самым он содействовал распространению Учения. Дигнагу считают одним из 4-х главных учеников Васубандху.

По материалам "Истории буддизма" Будона Ринчендуба.


\




На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх