На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад
Учитель Васубандху.

Васубандху (санскр. Vasubandhu; тиб. Йикньен / Yiknyen). Васубандху был великим буддийский учитель четвёртого века. ОнВасубандху. был младшим братом (по одному из родителей) Асанги и родился в Пурусапуре (сейчас Пешавар) в Гандхаре, столице царства Канишки. После того, как их мать выразила желание, чтобы сыновья посвятили себя буддийской дхарме, Васубандху вернулся в Индию. Он пришёл в Наланду, где его старший брат Асанга, один из величайших учителей Махаяны, являвшийся представителем идеалистической школы (Виджнянавады к тому времени уже сочинил множество трактатов. Услышав их содержание, Васубандху разочарованно сказал: "Увы, Асанга, пребывая в лесу, практиковал созерцание 12 лет. Не достигнув ничего посредством этого созерцания, он создал систему настолько трудную, настолько обременительную, что её может вынести только слон".
Асанга, узнав об этих словах брата, проникся состраданием к нему и решил устранить его омрачения. Он приказал двум своим ученикам взять "Дашабхумаку" и "Акшаямати-нирдешу". Он пошёл к младшему брату и сказал ему: "Читай это утром и вечером".
Васубандху согласился и уже вечером сказал: "Большая Колесница обладает хорошими факторами, но результат, по-видимому, отклоняется от истинного пути". Утром же, на рассвете, он сказал иначе: "И факторы, и результат – возвышены. Вырежьте мой язык, я унижал такое Учение!" Намереваясь сделать это, он стал искать бритву, но ученики Асанги остановили его: "Не пытайся вырезать свой язык. Ваш старший брат обладает средством устранить ваши помрачения, идите к нему".
Васубандху пошёл и повторно прослушал изложение Учения. Когда вопросы относительно Учения решались посредством диспута, Васубандху имел быстрые, внезапные идеи, озарявшие его ум, тогда как старшему брату требовалось некоторое время для того, чтобы дать хороший ответ. Васубандху спросил, что является причиной этой разницы. Асанга ответил: "Ты был пандитом (учёным) на протяжении 500 повторных рождений. Поэтому аналитическая мудрость, приобретённая тобой в твоём прежнем существовании, чрезвычайно велика. У меня же не так. Поэтому я даю ответ после того, как спрошу своё охраняющее божество". Васубандху удивился и просил брата показать ему это божество. Асанга ответил, что для этого надо молиться Будде Майтрее, но добавил: "Ты – обычное мирное существо. Так как прежде ты унижал Великую Колесницу, в этой жизни ты не достоин увидеть Его. Для того, чтобы устранить помрачения-препятствия, ты должен сочинить множество комментариев на Сутры Махаяны и читать "Ушнишавиджаю". Тогда в следующем рождении ты сможешь встретиться с Майтреей".
Васубандху преисполнился веры в своего брата. Затем он сочинил "Абхидхармакошу
" ("Энциклопедия Абхидхармы1"). Эта работа состоит из 9 разделов, каждый из которых посвящён рассмотрению определённого аспекта философии абхидхармы. Также Васубхадху сочинил много комментариев на сутры, в числе которых – комментарий на "Гаяширшу", "Дхарма-дхармата-вибхангу", праджняпарамита-сутры.
"Абхидхармакоша" известна сегодня как фундаментальный источник изучения философских воззрений ранних школ буддизма
вайбхашика (сарвастивада) и саутрантика2.
Сочинив афоризмы "Абхидхармакоши", Васубандху послал их с подарками Сангхабхадре, Учителю вайбхашиков. Тот одобрил текст и сочинил к нему комментарий. Позднее Васубандху написал на "Абхидхармукошу" свой комментарий и послал его Сангхабхадре.
Последний возмутился:
– Этот комментарий опровергает главный текст, находится в противоречии с Писанием и логикой и может быть опровергнут обоими. Нужно, чтобы автор уничтожил его своими собственными руками. Сангхабхадра сочинил трактат, содержащий возражения против новой работы Васубандху.
Васубандху узнал об этом и подумал:
– Учитель Сангхабхадра глубоко сведущ в Учении вайбхашиков. Опровергнуть
его трудно. Да и не годится мне побеждать его. Лучше я уйду в Непал.
Заявив, что он идёт смотреть самовозникшее святилище, Васубандха ушёл в Непал.
Однажды в Непале, это случилось перед его смертью, Васубандху увидел монаха по имени Ханду. Этот монах, хотя и носил внешние атрибуты монаха, не действовал согласно принципам Винаи, а таскал с собой кувшин вина.
Васубандху был разочарован.
– Увы! Учение подвергнется разрушению, – произнёс он и в этот же день умер.
На месте его смерти была возведена ступа.

По материалам "Истории буддизма" Будона Ринчендуба.


\



Примечания.

1 Время написания "Абхидхармакоши" ("Энциклопедии Абхидхармы") историки относят к V веку н.э. Абхидхарма – один из трёх разделов учений Трипитаки (Три Свода Слова Будды), куда помимо него входят разделы Сутра и Виная. По Васубандху, Абхидхарма есть Учение о достижении Нирваны, так как она демонстрирует Истину, атрибуты Просветления и Освобождения, а также средства достижения. Здесь значение "абхи" – это Слово Дхармы (Учения Истины).

2 
Школы вайбхашика и саутрантика рассматривают отсутствие "я" личности в том виде, как это изложено в сутрах первого поворота колеса Закона (Учения), тогда как махаянские школы придерживаются расширенного толкования, представленного в сутрах второго поворота.




На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх