На главную страницу В начало раздела Назад

На главную страницу В начало раздела Назад

Дхаммачаккапаваттана сутта.
Сутта о Начале Вращения Колеса Закона
(Первый Поворот Колеса Дхармы).

Самьютта никая LVI.11

Будда излагает Истину. Первый поворот Колеса Закона

Так я слышал, однажды Самый Почитаемый находился близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане (санскр. Ришипатана, тиб. Drang-srong-ltung-ba)*. Там он обратился к группе из пяти монахов:
"Есть две крайности, в которые не должен вовлекаться тот, кто покинул мир. Какие две? Одна крайность – это предаваться чувственным наслаждениям, захватываясь объектами чувственных желаний, – низменная, грубая, обывательская, неблагородная, не приносящая пользы. Другая крайность – предаваться самоистязанию – болезненная, неблагородная, не приносящая пользы. Свободен от двух этих крайностей Срединный Путь, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье [Дхармы], раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению, к Пробуждению, к Освобождению.
А что это за Срединный Путь, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье [Дхармы], раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению [Истины], к Пробуждению, к Освобождению? Это Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи. Вот что является Срединным Путём, которым овладел Татхагата и который, раскрывая виденье, раскрывая мудрость, ведёт к спокойствию, к непосредственному постижению, к Пробуждению, к Освобождению.
Монахи, вот Благородная Истина о Страдании: рождение есть страдание, старение есть страдание, [болезнь есть страдание], смерть есть страдание. И горе, и скорбь, и физическая боль, и душевная боль, и отчаяние есть страдание. С нелюбимым быть – страдание, с любимым разлука – страдание; не получать того, чего желаешь – страдание. Говоря кратко, Пять Накоплений Захваченности есть страдание (пали дуккха).
А вот, монахи, Благородная Истина о Причине Страданий. Это Жажда (пали танха; желание приятных ощущений и нежелание неприятных), которая ведёт к последующему Становлению (пали бхава; т.е. обретение существования), она сопровождается сильным душевным волнением и переживанием удовольствия, она ищет наслаждений то здесь, то там. Другими словами, это жажда к чувственным удовольствиям, жажда к становлению (т.е. к бытию) и жажда к не-становлению (к небытию)*.
А вот, монахи, Благородная Истина о Прекращении Страданий. Это полное успокоение [волнений] и прекращение, отказ, отъединение, это Освобождение с отдалением от той самой жажды.
А вот, монахи, Благородная Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению Страданий. Это есть Благородный Восьмеричный Путь: Правильный Взгляд, Правильный Настрой, Правильная Речь, Правильные Действия, Правильная Жизнь, Правильные Усилия, Правильное Сосредоточение Внимания, Правильное Самадхи.
У меня появилось виденье, – появилась способность проникновения в суть; появилось умение различать, – появилась мудрость; меня озарила мысль, которую я никогда не слышал до этого: "Это Благородная Истина о Страдании"… "Это Благородная Истина о страданиях, которые следует осознать"… "Это Благородная Истина о страданиях, которые были [мной полностью] осознаны".
У меня появилось виденье, – появилась способность проникновения в суть; появилось умение различать, – появилась мудрость; меня озарила мысль, которую я никогда не слышал до этого: "Это Благородная Истина о Причине Страданий"… "Это Благородная Истина о причинах страданий, от которых следует отдалиться"… "Это Благородная Истина о причинах страданий, в отношении которых наступило отдаление".
У меня появилось виденье, – появилась способность проникновения в суть; появилось умение различать, – появилась мудрость; меня озарила мысль, которую я никогда не слышал до этого: "Это Благородная Истина о Прекращении Страданий"… "Это Благородная Истина о прекращении страданий, которое надо непосредственно испытать"… "Это Благородная Истина о прекращении страданий, которое было испытано непосредственно".
У меня появилось виденье, – появилась способность проникновения в суть; появилось умение различать, – появилась мудрость; меня озарила мысль, которую я никогда не знал до этого: "Это Благородная Истина о Пути Практики, Ведущем к Прекращению Страданий"… "Это Благородная Истина о Пути, ведущем к прекращению страданий, практику которого надо совершенствовать (путь, который надо пройти)"… "Это Благородная Истина о Пути, ведущем к прекращению страданий, практика которого была доведена до совершенства (путь, который был пройден)".
Монахи, и пока не стала ясна мне эта мудрость, это виденье [Закона] – с его тремя оборотами и двенадцатью положениями [Колеса Закона], что имеют отношение к этим Четырём Благородным Истинам, каковы они есть на самом деле – я не провозглашал о своём непосредственном достижении Правильного Пробуждения, которое является непревзойдённым во [всей] Вселенной с населяющими её богами, марами и обитателями Небес Брахмы, с её шраманами и брахманами, с её царями и простыми смертными. Но когда мне стала ясна эта мудрость, это виденье [Закона] – с его тремя оборотами и двенадцатью положениями [Колеса Закона], что имеют отношение к этим Четырём Благородным Истинам, каковы они есть на самом деле – я провозгласил о своём непосредственном достижении Правильного Пробуждения, которое является непревзойдённым во всей Вселенной с населяющими её богами, марами и обитателями Небес Брахмы, с её шраманами и брахманами, с её царями и простыми смертными. Мудрость и виденье возникли во мне: "Моё Освобождение не зависит от условий. Это конечное рождение. Теперь нет причин для нового становления".
Вот что сказал Самый Почитаемый. Испытав радость, та группа из пяти монахов восхитилась словами Самого Почитаемого. И когда было дано это объяснение, у достопочтенного Конданньи (санскр. Каундинья) открылось незапятнанное, чистое око Дхармы: "Всё, что имеет причины возникновения, подвержено прекращению".
И когда Самый Почитаемый привёл в движение Колесо Дхармы, земные боги воскликнули:
– Близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане, Самый Почитаемый привёл в движение несравненное Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы, ни брахманы, ни боги, ни Мара, ни Брахма, ни кто-либо ещё в этой Вселенной.
Услышав клич земных богов, боги Небес Четырёх Правителей подхватили этот клич:
– Близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане, Самый Почитаемый привёл в движение несравненное Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы, ни брахманы, ни боги, ни Мара, ни Брахма, ни кто-либо ещё в этой Вселенной.
Услышав клич богов Небес Четырёх Правителей, боги Небес Тридцати Трёх Богов подхватили этот клич…
Услышав клич богов Небес Тридцати Трёх Богов, боги Небес Ямы подхватили этот клич…
Услышав клич богов Небес Ямы, боги Небес Тушита подхватили этот клич…
Услышав клич богов Тушиты, боги Нимманарати подхватили этот клич…
Услышав клич богов Небес Наслаждающихся Волшебно Созданными Творениями, боги Небес Контролирующих Наслаждения, Волшебно Создаваемые Другими, подхватили этот клич…
Услышав клич богов Небес Контролирующих Наслаждения, Волшебно Создаваемые Другими, Сонмы Богов Мира Брахмы подхватили этот клич:
– Близ Варанаси в Прибежище для Игр, что в Исипатане, Самый Почитаемый привёл в движение несравненное Колесо Дхармы, которое не смогут остановить ни шраманы, ни брахманы, ни боги, ни Мара, ни Творец (Брахма), ни кто-либо ещё в этой Вселенной.
И в тот же момент, в тот же миг клич прокатился по Мирам Брахмы. И сотряслась, заколыхалась, содрогнулась эта десятитысячекратная Вселенная*, и великое, необъятное сияние наполнило Космос, превосходя сияние богов.
И тогда Самый Почитаемый воскликнул:
– Конданнья! Ты действительно постиг? Ты действительно раскрыл око Дхармы?
Так достопочтенный Конданнья получил имя Аннья-Конданнья (санскр. Аджнята-Каундинья) – Конданнья Постигший.



Примечание:

Четыре Благородных Истины были объяснены Буддой в трёх циклах, или оборотах Колеса Закона. Первый цикл – раскрытие значения Благородных Истин – законов, действительных для всех миров Вселенной, абсолютных для всех миров. Второй цикл – объяснение Благородных Истин как пути: страдания следует осознать, затем надо устранить причины этих страданий; для полного прекращения страданий необходимо реализовать Освобождение-Отдаление, для этого Буддой открыт Благородный Восьмеричный Путь, в практике которого надо совершенствоваться. Третий цикл – раскрытие Благородных Истин как плода: Будда осознал все страдания, он устранил причины своих страданий; он достиг Освобождения, отдалившись от жажды желаний, жажды существования и жажды не-существования; он достиг совершенства в практике Благородного Восьмеричного Пути. Понять, практиковать и овладеть в совершенстве Четырьмя Благородными Истинами – значит понять Учение Будды, практиковать его и реализовать природу Будды.

1 Имеются переводы и комментарии, согласно которым это событие произошло в Оленьем Парке близ города Сарнатх.

2 Здесь говорится о том, что жажда увлекает нас к перерождению в одном из Трёх Миров: в Мире Страстей, Мире Форм или Мире Без Форм.

3 В буддийских текстах чаще встречается упоминание о трёхтысячекратной Вселенной, что трактуется как 1000 в третьей степени, или миллиард, малых вселенных, которые составляют одну Большую Вселенную.



На главную страницу В начало раздела Назад Наверх


На главную страницу В начало раздела Назад Наверх